Семейный психолог
После ряда громких ЧП в стране на местном уровне усиливать меры защиты не планируют
“Комсомольская правда” (23 января 2018)
Утром 15 января в пермской школе двое подростков напали с ножами на четвероклассников. Одиннадцать детей, включая нападавших, и учительница оказались в больнице. Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что после расследования этого инцидента в школах могут усилить меры безопасности. Не успели установить обстоятельства пермского ЧП, как посыпались следующие. 17 января в Челябинской области девятиклассник ударил ножом другого из-за конфликта на перемене. Через два дня в Бурятии также ученик девятого класса напал с топором на учительницу и учеников – пострадали семь человек. «КП» связалась с управлением образования Воронежа и выяснила, как защищены городские школы и будут ли власти предпринимать меры по усилению их охраны.
Как защищают школьников?
Все наши учебные заведения имеют паспорт антитеррористической защищенности. Он включает в себя наличие ограждения вокруг школы, «тревожной кнопки», видеонаблюдения и физической охраны (сотрудников ЧОПаили школы). В 21 из 119 учебных заведений установлены турникеты.
– Если есть какие-то нарушения, школа 1 сентября просто не начнет работу. Плюс ко всему во всех наших учреждениях пропускной режим, туда не сможет пройти любой желающий, – рассказали в пресс-службе мэрии.
После ряда ЧП администрация только порекомендовала директорам школ дополнительно уделить внимание безопасности.
– Инструктажи и так проходят постоянно. Работа идет круглогодично, но на фоне последних событий нужно перепроверить целостность ограждения, работу видеонаблюдения, внимательнее относиться к подозрительным людям.
Могут ли родители повлиять на уровень безопасности?
Если за ограждение, видеонаблюдение и сигнал тревоги ответственность несет школа, то физическую охрану родители могут выбирать сами. Совет школы вправе решить, кто будет обеспечивать безопасность: вахтер, которого наймет учебное заведение, или сотрудники ЧОПа. Правда, на второе родителям придется потратиться.
Никаких тендеров в данном случае не проводится. Совет сам выбирает из списка лицензированных предприятий подходящее и заключает с ним договор.
Должны ли полицейские охранять школьников?
Правоохранители не обязаны обеспечивать безопасность школ. Как пояснили в пресс-службе регионального ГУ МВД, полиция помогает поддерживать общественный порядок по заявке учебного заведения во время массовых мероприятий.
– Есть инспекторы ПДН, за которыми закреплены участки. На них они проводят профилактические работы, в том числе и в школах. Если нужны какие-то дополнительные беседы или встречи, руководство школы может обратиться к своему инспектору и договориться об этом, – пояснили в пресс-службе.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Откуда берется подростковая агрессия
Екатерина Зеленцова, частный психолог:
– Случаи крайней агрессии у подростков не появляются вдруг. Всегда можно в более раннем возрасте заметить «звоночки», которые сигнализируют, что ситуация может выйти из-под контроля. Это, во-первых, игнорирование общепринятых правил поведения. Во-вторых, несоответствие силы реакции стимулу. Например, когда учитель делает обычное замечание, а подросток в ответ выдает поток ругательств или выбегает из класса, хлопнув дверью. Родители должны вовремя заметить особенности поведения ребенка, понять, насколько удовлетворены его желания, насколько ему комфортно в семье, в классе. Возможно, нужно обратиться к психологу, психотерапевту, неврологу, педагогу. Ну а одноклассникам, в свою очередь, не нужно игнорировать агрессивное поведение товарища. Сообщайте взрослым, чтобы не было слишком поздно.
Елена Яковец, руководитель воронежского отделения Национальной родительской ассоциации, мама шестерых детей:
– Агрессия возникает от непонятости. У ребенка появляется целый комплекс проблем: дома, в школе. Общение замыкается на ребятах с такими же проблемами. И они все не знают, что им делать, к кому обратиться. Старшим не верят. В конце 80-х мой муж работал в подростковых клубах с трудными детьми. Там занимались и рукопашным боем, и туризмом, и фитнесом, и шитьем. Взрослые были, с одной стороны, наставниками, с другой – равными. У нас же сейчас легче поставить трудного ребенка на учет. В благополучных семьях дети, когда сталкиваются с проблемами, закрываются и ничем не делятся, в неблагополучных – накопленная агрессия выходит, но никто не обращает на нее внимания. Нужно как можно больше точек соприкосновения. Чтобы родители и дети были не просто людьми, живущими в одном помещении, а друзьями, которые могут говорить обо всем и поддерживать друг друга.