Заметки

Детские страхи от произведения

Я наконец прочитала роман Ш.Бронте “Джейн Эйр”. У меня с этим произведением связана интересная история. В детстве я посмотрела фильм по этому произведению с Зилой Кларк и Тимоти Далтоном, и он произвел на меня сильнейшее впечатление, но не самое приятное.

Я жутко боялась мрачности замка, сумасшедсшего хохота, про который ничего не было понятно, почти весь фильм, и все это подкреплялось каким-то ужасом перед главным героем. А надо сказать, что мужчины – брюнеты, эмоциональные, я даже сказала бы страстные, и с такой выразительной ямочкой на подбородке меня жутко в детстве пугали (о причине этого я догадываюсь, но умолчу).

Так вот, впечатления от фильма со страхом, тревогой и чем-то еще таким неприятным, с чем не хотелось соприкасаться, я пронесла через всю жизнь. И очень долго даже не хотела познакомится с этим произведением. И как только упоминался этот роман, какие-то обрывистые картинки с неприятными эмоциями всплывали у меня в голове. Но сейчас что-то изменилось, я спокойно взяла с полки книгу, потому что очень хотелось почитать чего-то художественного и с увлечением прочла достаточно быстро и легко. А также пересмотрела фильм.

Оказалось, что Тимоти Далтон даже красивый и обаятельный мужчина в этом фильме, мне нравится его страстность и что мистеру Рочестеру он добавил некоторой большей эмоциональности и трагизма. И в целом произведение интересное, хотя для меня было больше развлекательное, а его романтизм впечатлил бы меня лет 15 назад, а сейчас скорее умилил. Но не могу не отметить стойкость и преданность Джейн своим принципам и себе. У нее было много моментов, когда она могла поддаться уговорам и предложениям, но она слушала себя, следовала себе и выбирала себя.

А еще эта история для меня про то, что в детстве какие-то события впечатляют нас, и мы идем с ними по жизни, ограничивая себя и избегая их, а во взрослой жизни все оказывается не так ужасно, не так страшно, просто в детстве это сработало на инстинктивном уровне, сыграло на детской впечатлительности и эмоциональности.

И как важно потом пересматривать такие истории, проверять реальностью, и разбираться, действительно ли все так ужасно, как нам рисует наша память, смешанная с эмоциями и воображением.

 

 

Жизнь может быть такой простой!

Очередная прочитанная мною прекрасная книга, которую всем рекомендую: и коллегам, и друзьям и всем, кто интересуется тем, как сделать свою жизнь простой легкой и наполненной приятностями.

Во-первых, очень хочется отметить язык автора, полный иронии, что делает книгу легкой в чтении, но в то же время глубина и человечность идей очень трогает. Автор рассуждает о том, что современный человек создал себе новую религию – религию здоровья и таким образом пытается справится со страхом смерти).

Второй момент, который меня восхитил с одной стороны, а с другой – еще раз напомнил о здравом смысле и профессиональных границах – это рассуждения автора о психотерапевтах и их роли в жизни человека. Он сравнивает психический аппарат со скрипкой, а психотерапевта с мастером, который должен позаботиться о том, чтобы скрипка снова издавала звуки музыки, и потом он может, лишь удивляясь, наблюдать мелодию жизни.

“Хорошая терапия создает желание не терапии, а жизни”. И конечно же, автор не обошел понятие жизнелюбия и в третьей части открывается смысл названия книги. Он описывает источники счастья и жизнелюбия, и на самом деле они очень просты и доступны каждому человеку, просто в повседневной жизни, в гонке за какими-то достижениями и идеалами они обесцениваются, и им не уделяется должного внимания. Автор говорит о свободном времени, о созерцании, о праздниках, о досуге и искусстве, о любви и обосновывает их важность с точки зрения философии, религии и психологии.

“… жизнелюбие подпитывают преимущественно небольшие, воспринятые на досуге события жизни – улыбка ребенка, случайная мелодия по радио, пленительные краски тосканского ландшафта, беглое знакомство с абсолютно неизвестным добрым человеком, а также рассматривание, например, ярких картин… Все это – не серенькая теория, а яркая и красочная действительность”.

Для меня книга очень глубокая и человечная, я отнесла бы ее даже к экзистенциальной литературе, и сейчас она очень созвучна моим переживаниям и размышлениям. Буду перечитывать сама и наполняться теплотой и вам рекомендую!

 

“Унесенные ветром”. Размышления о фразах

психолог зеленцова

Продолжу свои размышления о фразах из книг и кино, которые западают в душу. «Не буду думать об этой сейчас. Подумаю об этом завтра» – эта цитата из романа “Унесенные ветром” идет уже далеко впереди самого произведения. По крайней мере, для меня.

Я так много раз ее слышала еще до того, как познакомилась с этим романом. И можно сказать, что она в какой-то степени и подтолкнула меня познакомится с книгой. И конечно, для меня эта фраза содержит много психологического смысла.

Скарлетт употребляла это выражение в разных контекстах: в некоторых оно приобретало совершенно легкомысленное значение, но в некоторых неимоверно помогало справляться с теми трудностями, которые вставали на пути. Для меня эта фраза психотерапевтична тем, что помогает отбросить размышления, которые могут напугать, привести к отчаянию, панике, ощущению безвыходности, она помогает сосредоточиться на той задаче, которую необходимо выполнить именно сейчас. Можно сказать, это фраза про пребывание в моменте, в «здесь и сейчас».

Очень часто бывает так, что у людей, склонных к тревоге, беспокойству, прокрастинации, вызванной страхами, возникает большое количество мыслей про то, что будет потом. Часто люди рисуют себе негативный исход, и это мешает делать сейчас то, что необходимо, наслаждаться тем, что есть сейчас, продвигаться вперед в своих планах и стремлениях.

Они могут постоянно прокручивать различные варианты «А вдруг…», «А что, если не…», «Если вдруг… » и т.д., и т.п. Тревожный человек, находясь в ожидании опасности, пытается просчитать возможные негативные исходы событий, находясь в иллюзии, что он может к ним подготовится, так сказать, «соломку подстелить», все проконтролировать. Но все предугадать и проконтролировать невозможно, поэтому, находясь в этих мыслях, человек теряет возможность контакта с настоящим моментом, с той реальностью, которая происходит сейчас. Скарлетт, порой, тоже повторяла эту фразу как мантру, гоня пугающие мысли прочь, что ей действительно помогало последовательно решать все необходимые жизненные задачи, настойчиво идя к своей цели.

Я часто вспоминаю эту цитату в работе с клиентами над тревогой, да и себе нередко повторяю. Хотя, как я и сказала выше, важен контекст, и в случае с необоснованной тревогой, которая ограничивает и останавливает, эта фраза весьма психотерапевтична.

Фильм «Бойцовский клуб». О фразах…

психолог онлайн

Знаете, так бывает, смотришь фильм или читаешь книгу, и тебе в душу западает какая-то фраза. И, конечно, автор какой-то свой смысл вкладывает в нее в контексте произведения или свою мысль хочет выразить, а ты уже ее присваиваешь, и она обретает для тебя еще и свой смысл.

 

Вот такие отношения у меня сложились с фильмом «Бойцовский клуб», а фраза: «Твоя работа — это не ты сам, как и твои деньги в банке, и твоя машина, как и твой бумажник. И твоя одежда» актуальна для меня до сих пор, причем ее актуальность, сейчас стала даже больше, что сподвигло меня прочитать книгу, а я это редко делаю после просмотра фильма. Мне очень интересно стало, кого же благодарить за эту фразу Паланика или Финчера))

Так вот она прозвучала в кино! И тогда, лет 15 назад, она для меня была открытием. Ведь правда, все что нам принадлежит, это не мы сами. Сейчас я могу продолжить развивать это открытие, оно для меня про границы моего Я. Если работа, деньги, машина и пр. это не Я, то тогда потеряв это все, это еще не ужас-ужас и кошмар кошмарный, у меня тогда останется мое Я! Я у себя останусь!!!

И знаете, так круто это осознавать и чувствовать, тогда я могу начать все сначала, найти новую работу или не найти, купить что-то новое или нет и т.д. и т.п. А еще можно продолжить, что Я – это не мои действия, потому что мы неидеальны и можем ошибаться, Я – это не мои отношения, потому что в них участвует и другой человек и делает свой вклад, ну, и т.д.. Конечно, во всем этом проявляется наше Я, но все-таки явление и его проявление немного разные вещи)))

В общем психотерапевтична эта фраза! И вы, конечно, можете закономерно задать следующий вопрос, а что есть Я? Но это отдельная тема и пока у меня нет ответа, и думается мне, что ответ этот человек может искать для себя всю жизнь…


 

РОДИТЕЛЬСТВО – СОСТОЯНИЕ ОСОБОЕ!

Всем, кто размышляет о том, стать родителем и нет, посвящается!

родительство и психология

Родительство – это особое состояние, опыт, особый процесс, непростой, противоречивый, и в тоже самое время прекрасный. Желаю всем его пережить хоть раз в жизни!

Прекрасно, наблюдать и быть свидетелем того, что рядом с тобой растет и развивается целый ЧЕЛОВЕК! и ты тоже к этому имеешь отношение и делаешь свой вклад. Прекрасно проявлять свое творчество в этом совместном пути взросления. Удивительно наблюдать как меняется этот человек рядом с тобой и как из совсем беспомощного существа с каждым днем он становится все сильнее и самостоятельнее. И в то же время грустно, что он нуждается в тебе с каждым днем все меньше, а какие-то уникальные этапы его развития остались позади.

Я против того, чтобы дети были смыслом жизни родителя и занимали всю его жизнь, дети должны взрослеть, это закон жизни, и как говорит Людмила Петрановская, задача родителя стать для ребенка ненужным. Дети уйдут из семьи строить свою собственную жизнь, а что тогда останется родителю? Пустота?.. А из страха этой пустоты родитель может начать тормозить развитие и отделение ребенка, нарушая жизненный закон, и от этого никто счастливее не становится.

Родительство – большая часть жизни взрослого, но не единственная.

Потрясающее получать комплименты от этого маленького человека о своей красоте, доброте и других качествах и наслаждаться этим и ощущать эту взаимность даже на таких ранних этапах его жизни. Конечно, непросто не спать по ночам и искать баланс между своими потребностями и его желаниями, которые атакуют ежеминутно и также быстро меняются.

Конечно, сложно выдерживать бурные эмоции по разным важным и неважным поводам, а особенно в те моменты, когда ты из жизненно важных побуждений делаешь что-то неприятное этому человеку, или сам в эмоциях и совсем нет сил на то, чтобы их переработать и выдать неавтоматическую реакцию.

Прекрасно вместе с этим человеком вспоминать и свое детство и делиться опытом, и доигрывать в то, что сам когда-то не доиграл и быть в этой простой и легкой совместности и находить отдохновение. Чудесно делиться своими знаниями о мире с мыслью, что ты ведешь этого человека туда и знакомишь его с этим разным миром.

Дети тоже могут многому учить родителей, например, быть гибкими, уверенными, смелыми, быть терпимее, видеть мир шире, а может и не только шире, но и по-другому. Они учат видеть мир с другого ракурса. И это может развивать взрослого, делать его мудрее. Это потрясающее наблюдать как маленький человек осваивает мир и осмысливает его, и удивительно слышать какие выводы он делает, и как рано он размышляет и прикасается к глубоким и жизненно важным темам.

Для меня родительство – это о сильнейших разнообразных эмоциях и чувствах, которые делают жизнь ярче, насыщенней, наполняют ее и раскрашивают в разные краски! Родительство – это о жизненном творчестве, потому что все время нужно изучать то, что дано и что происходит и придумывать новые решения исходя из этого!

 

«Кожные заболевания – послания души»

 

Не так давно прочитала книгу «Кожные заболевания – послания души». Эта тема для меня лично всегда представляла интерес, поскольку в детстве у меня были проблемы с кожей. Сейчас эта тема лежит больше в сфере профессионального интереса, потому что кожные заболевания – не редкость, а их этимология не всегда ясна для врачей.

 

Первое, что вызвало доверие в этой книге, это то, что автор является профессором-дерматологом и юнгианским психологом. Такое сочетание профессиональной подготовки для меня является ценностью в связи с тем, что медицинская подготовка может дать понимание механизмов протекания болезни и её биологическую составляющую, а психологическая подготовка может дать понимание психологического смысла болезни, и таким образом может получиться более объемное видение происходящего с человеком. И автор не разочаровала. Сначала она дает краткую характеристику такому явлению, как кожа, зачем она нужна, какую функцию в теле выполняет, затем плавно переходит к понятию «психе» и тому, что подразумевали авторы данного понятия и она сама. И конечно же, автор обозначает и связь сомы и психе, хотя отмечает, что «многие аспекты взаимоотношений психе и сомы скрыты мраком неизвестности».

Мне как телесно-ориентированному психологу были очень ценные замечания автора относительно восприятия тела и в частности кожи и психики как единого целого: «Среди всех телесных органов кожа является самым главным индикатором психического состояния человека. Она – своего рода зеркало, в котором отражается любое расстройство психики. Многие поражающие кожу заболевания, как быстротечные, так и хронические, несут уникальную информацию, позволяющую глубже понять процессы, происходящие в психике пациентов. Эти заболевания сигнализируют о скрытых страхах, тревогах, подавленных эмоциях и говорят о наличии бессознательных комплексов».

Очень интересной и важной была часть, посвященная описанию различных заболеваний кожи, их симптоматики, клинической картины, и психологическому анализу этих заболеваний на примерах работы с различными пациентами. Эта часть читалась на одном дыхании, поскольку каждый случай интересно описывался и анализировался, как будто распутывался клубочек событий, чувств, мотивов и отношений. Вот несколько идей, которые я вынесла из этой части:

  • «Кожа человека, подобно земной коре, действует как предохранительный клапан, обеспечивая высвобождение напряжения посредством экзематозного процесса – извержения», то есть экзема – это по сути извержения психологического напряжения, которое уже невозможно выдерживать.
  • В основе атопического дерматита может лежать амбивалетная установка одновременно и принятия, и отвержения себя, усвоенная от матери
  • Кожа маленького ребенка может очень быстро реагировать на изменения в психике мамы по осознаванию и принятию негативных чувств к ребенку.
  • Страдающие крапивницей могут испытывать мощную потребность в служении, «они склонны взваливать на себя неподъемный груз обязанностей, часто доводя себя до полного изнеможения»
  • Одной из причин крапивницы может быть подавленный гнев
  • «Непрекращающееся психическое развитие имеет жизненно важное значение, поскольку, если не избавляться от устаревших представлений и неактуальных способов адаптации, это грозит энергетическим застоем и даже смертью. Символом же психической адаптации и трансформации, а также эволюции души является сбрасывание кожи». Таким образом автор говорит, что в основе псориаза может лежать неудачная психическая адаптация, или другими словами задержка в достижении психологической зрелости в силу каких-либо обстоятельств.

Кроме того, в книге я узнала о таких заболеваниях, о которых прежде даже не слышала, в каждом из них автор находила психологическое содержание и в некоторых описывала и драматические события.

В целом книга мне понравилась и оказалась полезной, она займет свое место в моей психологической библиотеке, у меня даже есть идея, что к ней можно прибегать время от времени, в поисках идей по работе с клиентами с кожными проблемами. Единственной трудностью при прочтении книги было отвлечение автора на описание архетипов с подробными отсылами в мифологию разных стран и эпох. Меня это скорее отвлекало от анализа и понимания сути проблемы, а последняя часть, где описывались архетипические основы дерматозов совсем показалась мне излишней, поскольку всю идею описания двух основных архетипов огня и змеи автор уложила в нескольких предложениях в эпилоге.

Порекомендую книгу коллегам, клиентам с кожными проблемами и всем, кто интересуется психосоматикой, юнгиантством и разбирается в этой терминологии.

 

Как родителям адаптироваться к детскому саду

 

Когда я озадачилась вопросом написания заметок, всё никак не могла придумать, о чём же писать? А потом решила, что буду размышлять и писать о насущном, о том, с чем сама сталкиваюсь в своей жизни. И вот первая актуальная для меня тема появилась сама собой: мой ребёнок пошёл в детский сад.

 

Это большое событие в нашей жизни, которое потребовало серьёзной подготовки, а сейчас ещё терпения, связанного с процессом адаптации. Кто-то может обратить внимание на то, что я всё время употребляю местоимения во множественном числе: «мы», «нас», «у нас». Действительно, это неспроста. Ведь адаптируется к детскому саду не только ребёнок, но и всё его окружение, семья, воспитатели, то есть все участники дошкольного образовательного процесса. К большим переменам в жизни всегда надо готовиться, и от того, как эта подготовка проходит, может зависеть и процесс адаптации. К слову сказать, сама образовательная система, к которой, собственно, и относится детский сад, очень активно нас к этой подготовке сподвигает, например, необходимостью оформления медкарты, сбора необходимых вещей и проч.

Но главное в этой беготне и подготовительной нервотрёпке не забывать о собственном самочувствии в связи с этим событием. Важно сохранять позитивное отношение к посещению детского сада, ведь его функция не просто присмотр за детьми, а ещё и их развитие. А это именно то, что ин-тересно ребенку – развиваться, узнавать новое, получать новые навыки и опыт. Поэтому, несмотря на все трудности взаимодействия с этим социальным институтом, он обеспечивает и то, что ребёнку интересно. Я обращаю внимание на этот аспект, поскольку почти у всех родителей есть свой опыт посещения детсада в детстве.

Здорово, когда этот опыт в большей мере позитивный, тогда родитель сможет транслировать его ребёнку, а если опыт в большей степени негативный? Хочется сразу всех успокоить, ведь ребёнок – это отдельный человек, который будет получать свой уникальный индивидуальный опыт, и он может быть совсем не таким как у родителя, поэтому важно про это помнить и не транслировать своих негативных переживаний, насколько это возможно. Ещё один повод для радости и гордости в детском саду, кроме того, что это познавательно, интересно и развивает, это социальный статус. Ребёнку можно и нужно говорить, что он уже такой большой, что начал ходить в детский сад. Вспомните, как вам в детстве было важно, что вас считают большим и дети, и взрослые, как это вызывает приятную и радостную гордость за себя. А родителю можно гордиться и радоваться, что он вполне себе успешно растит ребёнка уже 2-3 года. Это немного, но уже и немало: поход в детский сад – важная веха в развитии детей.

В литературе можно встретить много рекомендаций о том, как готовить ребенка в детский сад, что важно рассказывать о нём, водить ребенка на экскурсии, знакомить с воспитателями, заботиться о физическом самочувствии и т.д., и т.п. Но ведь адаптацию переживают не только дети, но и, как я уже говорила, родители, и что их тоже могут одолевать разные, порой, противоречивые чувства. Мои сегодняшние размышления как раз для поддержки родителей. Ведь мама и папа, их самочувствие – это как почва для растения. Если почва плодородна и благоприятна, то растение будет расти своих чередом по заданной внутренней биологической программе развития без каких-либо больших сложностей и трудностей, а если почва истощена или в ней есть какие-либо ядовитые вещества, то рост и развитие могут быть затруднены.

Поэтому, дорогие родители, гордитесь тем, что ваш ребенок теперь ходит в детски сад. Помните, что адаптация – это временный процесс, который обязательно закончиться и его положительную динамику вы можете наблюдать буквально каждый день, я уже наблюдаю. Верьте в своего ребёнка: он обязательно справится с этими временными трудностями и будет получать удовольствие от произошедших перемен. Будьте уверены в правильности своего решения, а сомнения оставьте позади, в периоде его принятия, и не забывайте передавать эту уверенность своему малышу, потому что именно от родителей дети учатся быть уверенными в себе. Лёгкой вам адаптации!

 

Богатый папа

Наступление экономического кризиса заставило меня серьезно озадачиться вопросом моего отношения с деньгами. Я стала размышлять на эту тему, обращаться к специалистам и собирать новую для себя информацию, в том числе читая книги.

 

И вот мне на глаза попалась книга Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». До этого я слышала про эту книгу и название у нее такое манящее, но вот прочитать ее удалось лишь недавно, в связи с чем и делюсь своими впечатлениями.

Для меня книга была не только про финансовую грамотность, а про новый взгляд на жизнь и отношение к деньгам, а также она стала для меня еще и психологическим мотиватором к дальнейшему своему развитию. Некоторые идеи автора были уже близки мне, например, про ценность собственного образования и развития и что «самый мощный актив, который у нас есть, – это наш ум. Хорошо развитый ум может практически мгновенно создать огромное богатство». Некоторые идеи очень точно формулировали мои сегодняшние размышления, например, «в реальном мире зачастую наверх пробиваются не умные, а отважные».

Одним из условий овладения богатством автор называет финансовую грамотность, но считает это необходимым, но не достаточным условием, поскольку порой очень образованные и финансово грамотные люди встречают препятствия на пути к финансовой независимости, и такими препятствиями автор называет: страх, неверие в свои силы, лень, плохие привычки и высокомерие. Целая глава этой книги посвящена преодолению этих препятствий, что делает ее для меня психологически ориентированной. Ведь что как ни страх, неуверенность, лень и проч. приводит клиентов на консультации с просьбами о помощи в преодолении этих препятствий. Интересно было узнать мнение автора об этих сложностях и их преодолении относительно финансовой темы, тем более, что оно опирается и на знания, и на собственный опыт.

Книга написана очень простым и понятным языком, очень располагает, что она начинается с собственной истории из детства и с того, как автор пришел к этой теме и сфере деятельности. Она очень понятная и структурированная, имеющая логику развития сюжета и мысли, что мне очень близко как преподавателю. К ней можно и в последующем обращаться как к некоторому учебному пособию в процессе освоения финансовой грамотности и на пути освоения финансовой независимости. И еще одна важная вещь: книга дает замечательное ощущение, что своих финансовых целей можно достичь в независимости от наличия или отсутствия стартового капитала и размера заработной платы!

 

Чего боятся мужчины?

Мои впечатления от книги психолога Анетты Орловой.

 

Часто клиенты и люди, которые интересуются психологией, спрашивают, что можно почитать, чтобы лучше разбираться в себе, в отношениях, и вообще расширить свой кругозор в этой области. Первое, что приходит в голову, – это, конечно же, столпы мировой психологии, например, Фрейд или Выготский. Но потом понимаешь, что эта литература достаточно специфична, является сугубо теоретической, а её язык не всегда является лёгким даже для специалистов.

 

И, в общем-то, знание той или иной теории ничего не даёт в практическом плане. Тогда на ум приходит литература из разряда популярной психологии, которой буквально завалены полки книжных магазинов. Качество её, порой, сомнительно, а потому я всегда относилась к ней с осторожностью и даже с некоторым недоверием.

Но вот однажды мне довелось побывать на презентации книг Анетты Орловой и немного пообщаться с ней лично, что стало менять моё мнение по поводу популярной психологии. А ещё я как-то услышала от человека, которому я доверяю, бывшего клиента Андрея Курпатова восторженный отзыв о его работе, что вызвало интерес к его книгам и ещё больше заставило меня задуматься о том, что, возможно, в массе психологической поплитературы, есть действительно, интересные и полезные книги. В связи с этим, я решила, что сама теперь буду периодически читать что-то популярное, чтобы составить своё личное и профессиональное мнение по поводу того или иного произведения и делиться им на своём сайте.

Итак, первая книга, о которой хотелось бы рассказать, – это «Страхи настоящих мужчин, которые должна знать каждая женщина» Анетты Орловой. Первое, на что я обратила внимание, и это меня очень расположило, это структурированность книги и логика в представлении материала. Вначале автор рассуждает вообще о психологических различиях мужчин и женщин, потом даёт типологию мужчин, что очень помогает ориентироваться в жизни. Затем следует подробное описание мужских страхов, а каждая глава сопровождается житейскими историями, с которыми к Анетте обращались её клиенты или просто интересующиеся люди. К каждой такой житейской истории автор даёт свой комментарий с рекомендациями.

Да и в целом книга полна разнообразными советами, что позволяет практически применять её в жизни. Ещё один важный момент, который расположил меня как специалиста, это опора на научную психологию: некоторые теоретические выкладки, которые встречаются в книге, мне были знакомы ещё по обучению в университете или на других учебных мероприятиях. В итоге, я увидела единомышленника, что ещё больше расположило к автору и к книге.

А кроме того, восхищает и вызывает уважение лёгкий язык, умение Анетты вплести научные данные в контекст книги (что совершенно её не усложняет) и вывести из этого практическую пользу. Книга мне очень понравилась. Читая, я применяла её сведения к себе и своему мужу, проверяя, всё ли я так делаю, как пишет автор.

Таким образом, рекомендую к прочтению женщинам, чтобы лучше понимать мужчин и находить лучшие способы взаимодействия и построения отношений, и мужчинам, чтобы лучше понимать себя и свои отношения с женщинами.

 

Странность: уродство или супер-сила?

 

Не так давно я посмотрела фильм, который в нашем прокате называется «Дом странных детей Мисс Перегрин», и одним из главных посылов в этом кино для меня стала мысль, что все эти странные дети оказались вовсе и не странными, а обладающими своей особой супер-силой. Вообще, когда произносится слово «странный», всегда хочется уточнить, а в чём странный, странный относительно чего? И чаще всего бывает так, что имеют ввиду какие-то черты, которые выделяют человека из большинства, делают его не таким как все, делают его особенным (кстати, в оригинале в названии фильма peculiar children – «своеобразные, особенные, необычные дети»).

 

Слова «особенный» и «своеобразный» мне нравятся гораздо больше, ведь именно они отражают суть, они говорят о том, что есть качества, которые подчёркивают особую индивидуальность человека. Да, порой эта индивидуальность кажется очень необычной и непонятной, и есть большой соблазн назвать её странностью. Но слово «странный» несёт скорее негативный, пугающий посыл. Всё странное заставляет напрягаться, готовиться к чему-то сложному и непонятному. А слово «особенный» несёт гораздо больше спокойствия и говорит о том, что человек всего лишь имеет какие-то особенно яркие черты или имеет такое сочетание черт, которые выделяют его из большинства.

К чему это я? К тому, что, во-первых, «особенное» не всегда означает «странное». И тут я всегда вспоминаю свой опыт работы в школе и то, как там поддаются соблазну выставить разные особенности странностями и начать либо их нивелировать, чтобы ребёнок не выбивался из общей массы, либо пытаться всячески избавиться от странных, поскольку они нарушают спокойствие. А чтобы посмотреть на эти странности с другой стороны, увидеть в них именно особенности и найти индивидуальный, особенный подход, иногда не хватает ни сил, ни времени, ни ресурсов, а, порой, и желания.

И второе, о чём я хотела бы здесь сказать (в фильме, кстати, эта идея вполне себе раскрыта), что любая особенность (мы договорились, что это слово мне больше нравится) имеет оборотную сторону и может быть своего рода «супер-силой». Вспомним, например, летающую девочку: она всё время рискует улететь, но оказывается, что она управляет воздухом, чуть ли не повелевает им. Или вот девочка, которая ходила в перчатках, с виду вполне себе обычная, а снимет их и сожжёт все дотла. Да и другие ребята нашли применение своим особенностям во всех событиях, которые с ними происходили.

И если так посмотреть, то каждый человек имеет какую-нибудь особенность, а знает ли он в чём её супер-сила и как её применять? Вот, например, тревожный, беспокойный человек, он особенный, его особенность в том, что он стремиться предусмотреть самые разные опасности и неприятности, которые могут случиться, готовиться к ним, чтобы они не застали его врасплох, и вряд ли такой человек может «вляпаться» в какую-нибудь историю, это его супер-сила, быть осторожным и предусмотрительным. Или, вот, непоседливый ребёнок, он, скорее всего, имеет высокую скорость реакции и может делать много дел одновременно, только понемногу, и умеет быстро переключаться, что может в какой-то опасный момент вообще спасти жизнь и здоровье.

Когда учишься видеть оборотную сторону своей особенности, свою супер-силу, то и принимать её становится легче, и целостность свою начинаешь ощущать острее. Вот, например, мои кудрявые волосы всё время делали меня особенной в той среде, где я росла и училась, а в какой-то момент я поняла, что супер-сила их в том, что и внимание я привлекаю больше, и запоминают меня быстрее, что очень приятно и, порой, даже выгодно, поэтому со временем я поняла, что для меня это большая ценность, настоящий дар. А в чём ваша особенная супер-сила?

Поделитесь в соцсетях!